Звукоизвлечение
Возьмите калимбу двумя руками и, держа ее на весу, ногтями больших пальцев нажимайте язычки сверху вниз так, что бы в конце движения палец соскальзывал и язычок "вылетал". Старайтесь сделать движение быстрым и легким, "чиркающим", что бы язычок не дребезжал о ноготь. Для чистого звука и точного попадания ногти нужно будет отрастить и следить за их формой. Удобно держать длину ногтей такой, что бы основное усилие приходилось на них, а подушечка пальца только лишь чувствовала касание.
Обратите внимания на силу нажатия - от этого зависит громкость и управляя ей, вы задаете "интонацию".
Музыка
Если вы не имеете опыта игры на музыкальных инструментах, несколько простейших советов и упражнений повысят эффективность интуитивного обучения.
Звуки музыкального произведения отличаются от случайных тем, что они определенным образом упорядочены. И минимальный необходимый уровень превращения просто звуков в музыку - точное расположение их во времени - ритм.
Самое простое - начните издавать звуки равномерно, монотонно, под метроном (М). Сначала - один звук, только правым пальцем (R).
М | М | М | М | М | М | М | М |
R | R | R | R | R | R | R | R |
Затем только левым (L).
М | М | М | М | М | М | М | М |
L | L | L | L | L | L | L | L |
Затем - двумя по-очереди.
М | М | М | М | М | М | М | М |
R | L | R | L | R | L | R | L |
Затем пробуйте, не сбиваясь с ритма, используя только две ноты, придумывать и играть разные их комбинации.
М | М | М | М | М | М | М | М |
R | L | L | R | R | L | L | L |
Одно это уже серьезная задача для собственного развития - каждый изданный звук будет немножко повышать ваш уровень.
Параллельно можно начинать думать о высоте звука - начинайте делать все тоже самое, но по разным язычкам - придумывая, повторяя и запоминая разные комбинации. Каждая запомненная комбинация, доведенная до автоматизма - это ваш словарный запас.
Следующий шаг - паузы. Они даже более важны, чем звуки;) Через несколько лет мелодия начнет звучать в голове и вы сможете играть или не играть любые ее части, не останавливаясь.
М | М | М | М | М | М | М | М |
R | L | R | L | L |
Следующий шаг - деление отрезков времени на равные части. На один звук метронома издавайте РАВНОМЕРНО свои звуки.
М | М | М | М | ||||
R | L | L | R | R | L | L |
М | М | М | ||||||
R | L | R | L | R | L | R | L | R |
Все ритмические последовательности издавайте разными способами, в том числе и без калимбы вообще - стучите, проговаривайте, свистите... Так вы начнете понимать, что музыка существует сама по себе, а музыкальный инструмент - лишь средство для ее воплощения;)
Простые упражнения на координацию
Мы играем не только двумя пальцами по-очереди, но можем делать это и одновременно и в более сложных сочетаниях ("аппликатурах"). Несколько простых примеров помогут развить основные навыки.
1. Чередование L R L L R L R R и R L R R L R L L
2. Две ноты одновременно. Для начала изучите все возможные сочетания, как они звучат. Дальше попробуйте ими поиграть ритмические рисунки. Сначала простучите рисунок (тук - тук - туктуктук) или проговорите его (та - та - татата), затем тоже самое сделайте, одним пальцем / одной нотой (С С ССС), после этого - двумя пальцами, одним "аккордом" (Например [CD] [CD] [CD][CD][CD]). Дальше - произвольно разложите ритм по разным нотам (C D CCC). Следующий шаг - начать чередовать разложение по нотам, сохраняя один ритмический рисунок (С D CCC D C CDC).
3. Одновременно и последовательно. Запустите одной рукой постоянную последовательность одной ноты - как метроном, или Мх2, Мх4. Другой пытайтесь одновременно сыграть ритм или мелодию
L | L | L | L | L | L | L | L | L | L | L | L | L | L | L | L | L | L |
R | R | R | R |
L | L | L | L | L | L | L | L | L | L | L | L | L | L | L | L | L | L |
R | R | R | R | R | R | R | R | R |
L | L | L | L | ||||
R | R | R | R |
Проверка
Что бы убедиться, что вы все делаете правильно, покажите пример выполнения упражнения тут - https://vk.com/topic-146264279_41230801