🎶 Тональность калимбы и ее изменения (перенастройка)

6901 просмотров  October 8, 2020

Как связаны пифагорейские полутоны и африканская калимба

Здесь Вы узнаете, как перестраивать инструмент, вооружившись частотной шкалой, тюнером и таблицей мажорных тональностей. Разбираемся, по какой схеме строится мажор и как в соответствии с ней делать, чтобы отдельные ноты не звучали фальшиво.

Почти вся музыка, окружающая нас, сочинена в строе, описанном еще Пифагором (строй - это математически точное расстояние между высотой соседних звуков). Что бы ни звучало: классические симфонии, частушки, новогодние песни, рок-баллады, романсы, диско-шлягеры или пьесы для клавесина - все эти композиции опираются на пифагорейский строй, в основе которого лежат 5 целых тонов + 2 полутона (=7 ступеней звукоряда). Поэтому фраза "в музыке всего 7 нот", возмущенно произносимая в ответ на уличение в плагиате, совершенно верна.

Человек, видящий новый музыкальный инструмент, пытается первым делом сыграть на нем что-то привычное, например, "Кузнечика" или "Титаник", а не ритуальную шаманскую песню заклинателей дождя. Поэтому и большинство современных заводских калимб, несмотря на некогда африканское происхождение, адаптированы под привычный европейцу семиступенный мажор или минор.

Из чего сделаны мажор и минор. Как измерить тон в центах.

Гамма (отрезок из 7 нот: До-Ре-Ми-Фа-Соль-Ля-Си, а также Соль-Ля-Си-До-Ре-Ми-Фа и прочие комбинации) состоит из 5 тонов и 2 полутонов. Расстояние между тонами является акустическим понятием и равно 200 центам (соответственно, полтона - 100 центов). С термином "цент" можно столкнуться в тюнере, где с их помощью прибор показывает, насколько точно настроен инструмент.

Вооружившись еще одним акустическим термином - понятием герц - можно так же проверить чистоту настройки, узнав по частотной шкале, что До первой октавы должно равняться 261 Гц. Обычно в До-мажорной калимбе эта нота является самой главной и нижней.

Дальше - дело техники: если нам нужен До-мажор, то, сверившись с подсказкой, гласящей, что в До-мажоре, как эталоне, не будет звуков с измененной высотой (диезов или бемолей), мы проверяем, настроена ли калимба соответственно частотной шкале.

До

261 Гц

Ре

293 Гц

Ми

329 Гц

Фа

349 Гц

Соль

392 Гц

Ля

440 Гц

Си

493 Гц

 

Поскольку семи звуков, существующих в привычной нам системе, недостаточно для выражения музыкальной мысли, на большинстве инструментов можно сыграть дополнительные "До-Ре-Ми-Фа-Соль-Ля-Си", звучащие выше или ниже. После верхней Си пойдет следующее, еще более высокое До (которое по шкале будет равняться 523 Гц), а также дальнейшие Ре (587 Гц), Ми (659 Гц) и так далее.

Используя предложенные Пифагором "детали" гаммы - 5 тонов и 2 полутона - можно собрать десятки вариантов. Но ещё со времён Возрождения человечество остановилось на двух основных комбинациях: тон-тон-полутон-тон-тон-тон-полутон (мажор) и тон-полутон-тон-тон-полутон-тон-тон (минор) - "больший" и "меньший" в переводе.

 

  • Задание: Попробуйте выстроить схему "тон-тон-полутон-тон-тон-тон-полутон" от Соль.

    Вы увидите, что в конце этой гаммы согласно схеме будет нужно найти не Фа, а Фа-диез, то есть, повысить Фа на 100 центов. А если мы построим ту же схему от Ля, понадобится уже три диеза (До, Фа и Соль перестраиваем на 100 центов вверх).

 

Прибавить 100 или 200 центов вверх можно к любому звуку (в этом случае мы услышим, что нота стала звучать чуть выше), поэтому чисто технически мажор и минор можно выстраивать от любой ноты.

Другое дело, что в процессе высчитывания тонов-полутонов может появиться большое количество дополнительных значков, которые будут неудобны для прочтения (диезов и бемолей).

 

Задание:

  • Попробуйте выстроить мажорную гамму от Ля-бемоля.

    Ответ: Здесь 4 ноты должны быть понижены на 100 центов: Ля, Си, Ре и Ми будут с бемолями, то есть, отличаться от обычных звуков на полтона.

 

Мажор - это некий язык программирования, на котором пишется музыка. Использование мажорной схемы совсем не значит, что исполняемая мелодия будет обязательно веселой и легкомысленной (если посмотреть перечень того, что можно сыграть на мажорной калимбе, в этом легко можно убедиться).

 

Итак, что же можно сыграть на мажорной калимбе? Любую не слишком быструю и виртуозную мелодию, даже если она записана с кучей значков (диезов, бемолей и бекаров). Любой мажор с диезами можно адаптировать для этого инструмента путем перенастройки (повышения или повышения отдельных нот на полтона) или полной перестройки (симметричного переноса всех нот вниз до настройки в До-мажоре).

 

Задание:

  • Попробуйте перенастроить До-мажорную калимбу в Си-бемоль мажор.

    Ответ: Согласно таблице, там должны быть Си-бемоль и Ми-бемоль. Все язычки со звуками Ми и Си перестраиваем на полтона (100 центов) ниже.

 

Как настроить калимбу в нужной тональности?

Если при скрипичном ключе (слева в начале строчки) стоит один или несколько бемолей-диезов, при желании можно определить тональность по таблице (каждой комбинации знаков при ключе соответствует только одна мажорная тональность). Затем нужно по тюнеру повысить или понизить звучание язычков в соответствии с этими указаниями (например, при ключе написаны Фа и До-диезы: поднимаем все "С" и "F" на язычках на 100 центов вверх, чтобы они по тюнеру соответствовали С# и F#, остальные ноты не трогаем. Соответственно, если при ключе Си и Ми-бемоли, опускаем язычки "В" и "Е" на 100 центов вниз).

Суммируя вышесказанное: проверьте перед началом разбора мелодии, встречаются ли в ней диезы и бемоли (знаки # и b перед нотой или после буквенного обозначения звука: к примеру, F# или Ab. Также знаки повышения и понижения на полтона могут быть выставлены в самом начале нотной строки после скрипичного ключа). Эти звуки надо перенастроить, а все остальные - привести к соответствию с гаммой До-мажор (СDEFGAB).

В том случае, если калимба настроена в Соль-мажоре и уже имеет в настройке Фа-диез, нужно проверить, требуется ли F# в конкретной мелодии - стоит ли его оставить или понизить до обычного F.

 

  • Большинство заводских калимб настроены в До-мажоре, но нередки и Соль-мажорные. Они отличаются всего одной нотой (F в первом случае и F# во втором, но если забыть перестроить, музыка может звучать фальшиво).